Статьи

Краткая аналитическая справка по проектам ФЗ в НК РФ на 11.04.2014г.


18.03.2014г. на сайте Минфина опубликован Проект Федерального закона о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций).

    Основные изменения, вносимые в НК проектом ФЗ:
  1. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица.
  2. Обязанность уведомления об участии в иностранной организации.
  3. Прибыль контролируемой иностранной компании.
  4. Порядок учета прибыли иностранной компании.
  5. Неисполнение обязанностей по представлению отчетности в ФНС.
  6. Определение налоговой резидентности иностранных компаний.
  7. Рекомендации по использованию иностранных компаний.

1. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица.

1.1. Контролируемые компании - Контролируемой компанией признается иностранная компания, удовлетворяющая следующие критерии одновременно:
1. Организация не признается налоговым резидентом РФ в области налогообложения;
2. Организация является налоговым резидентом государства (территории), включенной в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий (Утвержден Приказом МИНФИНА от 13 ноября 2007 г. N 108н);
3. Контролирующими лицами организации являются резиденты РФ (ЮЛ или ФЛ)
4. Акции организации не прошли процедуру листинга и (или) не были допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах, включенных в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 21 статьи 310 настоящего Кодекса.

Контролируемой иностранной компанией также признается структура (в частности, фонд, партнерство, товарищество, иная форма осуществления коллективных инвестиций), созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), включенной в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения прибыли (доходов).

1.2. Контролирующие лица - Контролирующим лицом организации (включая структуру, созданную в соответствии с законодательством иностранного государства, признается лицо, которое самостоятельно или совместно с иными лицами осуществляет контроль над этой организацией. Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.
Осуществлением контроля над структурой, признается оказание или возможность оказывать влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения между ее участниками (бенефициарами, пайщиками, доверителями и иными лицами) в силу законодательства или договора. Контролирующим лицом организации, в частности, признается лицо, доля прямого или косвенного участия которого в организации совместно со своим супругом и (или) несовершеннолетними детьми, а также иными лицами (с учетом особенностей взаимоотношений этого лица и иных лиц), составляет более 10 процентов.
Лицо вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом организации.

2. Обязанность уведомления об участии в иностранной организации.

2.1. Лица, которые обязаны представлять уведомление – Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, обязаны представить в налоговый орган уведомление о своем участии в иностранной организации в порядке, установленном настоящей статьей.
Уведомление об участии в иностранных организациях представляется налогоплательщиками, признаваемыми налоговыми резидентами РФ, в отношении:
иностранных организаций, являющихся налоговыми резидентами государства (территории), включенного в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения, а также в отношении иностранных организаций, в отношении которых нет данных о государстве (территории) их налогового резидентства, если доля прямого и (или) косвенного участия налогоплательщика в этих организациях составляет не менее 1 процента, а также в отношении иностранных организаций, для которых налогоплательщик признается контролирующим лицом структур (фондов, партнерств, товариществ, иных форм осуществления коллективных инвестиций).

2.2. Порядок и сроки представления уведомления - Уведомление об участии в иностранной организации представляется в срок не позднее 20 дней с даты возникновения оснований для представления такого уведомления в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. В случае, если в течение календарного года доля участия налогоплательщика в иностранной организации не изменялась либо основания для представления уведомления возникли до начала календарного года, уведомление об участии в иностранной организации представляется не позднее 1 марта года, следующего за этим календарным годом. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту его жительства).

3. Прибыль контролируемой иностранной компании.

Прибылью контролируемой иностранной компании признается прибыль этой компании, рассчитанная в соответствии с главой 25 части второй НК, уменьшенная на величину дивидендов, выплаченных за счет этой прибыли.
Сумма прибыли каждой контролируемой иностранной компании должна быть документально подтверждена финансовой отчетностью такой контролируемой иностранной компании за соответствующий период (периоды) и прочими документами.

4. Порядок учета прибыли иностранной компании.

Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика – контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании, а также периоду, на протяжении которого налогоплательщик признается контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, если продолжительность такого периода меньше налогового периода.
При невозможности определения доли участия налогоплательщика – контролирующего лица в контролируемой иностранной компании прибыль этой контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика в полном объеме.
В случае если налогоплательщик – контролирующее лицо косвенно участвует в контролируемой иностранной компании и такое участие осуществляется через организации, являющиеся контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании и признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, то прибыль этой контролируемой иностранной компании, учитываемая при определении налоговой базы у такого налогоплательщика, уменьшается на суммы прибыли, учтенные при налогообложении у иных контролирующих лиц, через которых осуществляется косвенное участие такого контролирующего лица в контролируемой иностранной компании, в доле пропорционально доле участия такого контролирующего лица в организации, через которых осуществляется косвенное участие в контролируемой иностранной компании.
Предоставление информации о прибыли контролируемой иностранной компании, учтенной при определении налоговой базы у налогоплательщиков – контролирующих лиц, через которых осуществляется косвенное участие в контролируемой иностранной компании, в целях настоящего пункта осуществляется в порядке, установленном по соглашению между налогоплательщиком – контролирующим лицом контролируемой иностранной компании и организацией, через которую осуществляется его косвенное участие в контролируемой иностранной компании.
Налогоплательщик – контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:
1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании;
2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, если в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности.
Документы (копии), составленные на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.
В случае невозможности представления аудиторского заключения по финансовой отчетности одновременно с представлением налоговой декларации указанное аудиторское заключение представляется в срок не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях в качестве даты составления аудиторского заключения по финансовой отчетности.
При выплате дивидендов контролируемой иностранной компанией, фактическим получателем которых является лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, за счет нераспределенной прибыли предыдущих лет налоговая база по соответствующему налогу, в которой учитываются полученные таким лицом дивиденды, подлежит уменьшению пропорционально доле участия такого лица в контролируемой иностранной компании на суммы прибыли контролируемой иностранной компании, ранее учтенные при определении налоговой базы по соответствующему налогу у этого лица.

5. Неисполнение обязанностей по представлению отчетности в ФНС.

1. Непредставление налоговому органу контролирующим лицом имеющихся у него сведений (в соответствии с п. 3 статьи 2516 НК), а равно уклонение от представления влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 р.
2. Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком – физическим лицом или организацией сумм налога в результате не включения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы прибыли контролируемой иностранной компании подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - организациями, но не менее 100 000 рублей.
3. Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены.

6. Определение налоговой резидентности иностранных компаний (п. 5,6 ст. 246 НК).

К российским организациям приравниваются иностранные организации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Организациями - налоговыми резидентами Российской Федерации в целях настоящего Кодекса признаются следующие организации:
1) российские организации;
2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором (соглашением) в области налогообложения;
3) иностранные организации, местом фактического управления которых является Российская Федерация. Местом фактического управления иностранной организацией признается Российская Федерация, если выполняется хотя бы одно следующих условий:
1. заседания совета директоров (иного руководящего органа организации) проводятся на территории Российской Федерации;
2. руководящее управление организацией обычно осуществляется из Российской Федерации;
3. главные (руководящие) должностные лица организации осуществляют свою деятельность в Российской Федерации;
4. бухгалтерский учет организации ведется в Российской Федерации, архивы организации хранятся в Российской Федерации.
Если иное не предусмотрено международным договором (соглашением) Российской Федерации, иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.

7. Рекомендации по использованию иностранных компаний.

1. Не использовать компании с нулевой ставкой по налогу на прибыль, перечень которых Утвержден Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий (Утвержден Приказом МИНФИНА от 13 ноября 2007 г. N 108н).
2. Не ставить бенефициаром (акционером) резидентов РФ (ФЛ и ЮЛ).
3. Не осуществлять управление компанией с территорией РФ.
4. Не подписывать от имени компании документы на территории РФ, лицами являющимися резидентами РФ.

Для построения оптимальной структуры подходят такие юрисдикции как Кипр, Британия (имеются соглашения об избежание двойного налогообложения с РФ), в тоже время необходимо исключать условия при которых местом фактического управления компанией будет является Российская Федерация.

Изменения, вносимые Законопроектом N 306970-6 (Внесен депутатом Государственной Думы С.М Катасоновым) в гл. 30 Части второй НК РФ касаются порядка расчета налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительства в РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Налог на имущество иностранных организаций.

Редакция изменений: «Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.»

Связаться с нами